Программа Лего Юный техник

Содержание
Оглавление

Стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

4

Цели и задачи реализации Программы

5

Категория слушателей, для которых предназначена программа

6

Формы и режим занятий

6

Ожидаемые результаты и способы их проверки

6

Формы подведения итогов и способы проверки реализации
8

программы
2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

12

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Описание форм и методов реализации Программы
Техническое оснащение образовательного процесса

31

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

32

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество и технический мир неразделимы в своем
совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу
человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только
усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу,
наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать
детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают
формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание
всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность
вложить, и как она с этим будет совладать.
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется
конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии,
воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира,
формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус,
ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
коммуникативные умения), что очень важно для становления личности ребенка как
будущего инженера, исследователя. Чтобы достичь высокого уровня творческого и
технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования.
Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый
уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает
такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование. Использование
LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным
средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и
критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе
становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель,
подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия
полученного результата с замыслом.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в
игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности
дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а
также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу
данной программы.
Дополнительная образовательная программа по формированию у
обучающихся творческо-конструктивных способностей и познавательной
активности дошкольников «Юный техник» технической направленности,
ориентирована на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
3

- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в
систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагогов с детьми;
-реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования,
развитие их информационной и технологической культуры.
Деятельностный характер технологического образования, направленность
содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных
способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой
деятельности позволяет формировать у ребят способность ориентироваться в
окружающем мире. Развитие научно-технического и творческого потенциала
личности ребенка при освоении данной программы происходит, преимущественно,
за счёт прохождения через разнообразные интеллектуальные, игровые, творческие,
формы.
Содержание Программы разработано в соответствии с нормативноправовой базой:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
– Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
– Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Данная Программа составлена на основе методических рекомендаций
Е.В.Фешиной.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника
мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–
конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а
следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников,
развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и
навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет
кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это одна из составляющих успешности их
4

дальнейшего обучения в школе Использование LEGO-конструктора является
великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме
познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGOконструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения
и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает
возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми
навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый
мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные
качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность,
взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки
через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия
эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться
инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное
мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои
идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование
служат для достижения этого.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: формирование у обучающихся творческо-конструктивных
способностей, познавательной активности дошкольников и организация ранней
профориентации через внедрение технологии Легоконструирования.
На занятиях «Юного техника» ставится ряд обучающих, развивающих и
воспитательных задач:
- развивать интерес к моделированию и конструированию;
- обучать вариативным способам крепления ЛЕГО-элементов, планированию
процесса создания собственной модели и собственного проекта;
- формировать операции логического мышления, умения анализировать
предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать
связь между их назначением и строением;
- развивать мелкую и крупную моторику, диалогическую и монологическую
речь, расширять словарный запас;
5

- формировать умение согласовывать свои действия с партнерами по игре и
собственно-конструктивной деятельности;
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со
сверстниками, аккуратность;
- формировать систему отношений и нравственных установок к труду
(положительное отношение к труду, общественная значимость труда, ценность
труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам
труда);
- повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через применение
активных форм работы с родителями;
- содействовать формированию адекватной позиции родителей на выбор
профессии ребенком.
Категория слушателей, для которых предназначена программа
Программа разработана для дополнительного образования детей дошкольного
возраста 3 - 7 лет. Срок реализации 4 года.
Формы и режим занятий
Формой обучения являются специально организованные подгрупповые (8- 10
человек) занятия в рамках совместной и самостоятельной деятельности детей во
второй половине дня.
Длительность Количество
Возрастная группа
Возраст детей
занятия
занятий в год
Младшая группа
3 – 4 года
15 мин
36
Средняя группа
4 – 5 лет
20 мин
36
Старшая группа
5 – 6 лет
25 мин
36
Подготовительная группа
6 – 7 лет
30 мин
36
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание
усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность - 2 раза
в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов за деятельностью
детей:
 наблюдение за деятельностью детей;
 задания для самостоятельного выполнения;
 общение с ребенком.
Показателями эффективности деятельности является участие в выставках,
конкурсах, фестивалях муниципального, регионального, всероссийского уровня.
Планируемый результат младший дошкольный возраст 3-4 года
дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
6

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность,
7

умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы




Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки по LEGO-конструированию;
Конкурсы, соревнования, фестивали.

2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшая группа
тема
Знакомство с лего-кабинетом.
Правила техники безопасности
Ворота для заборчика
Пирамидка
Башенка
Лес – наш дом природы
Мы в лесу построим дом. Кто такие
«строители».
Разные домики.
Мебель для комнаты.
Знакомство с профессией «плотник»
Мебель для кухни
Печка
Утята в озере
Волшебные рыбки
Мостик через речку
Построим загон для коров
Грузовая машина.
Знакомство с профессией механика
Домик фермера
Мельница

Теория
1

8

Практика
-

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

Машина с прицепом
Пожарная машина
Кораблик
Детская площадка
Горка для ребят
Все работы хороши
Ракета
Луноход
Космонавты
Знакомство с профессией конструктора
Животные в зоопарке
Вольер для тигров и львов
Крокодил
Реализация проектов, конструирование по
замыслу
ИТОГО

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
-

0,5
0,5
0,5
7
36

Средняя группа
тема
Башня.
Уточнять знания про профессию «строитель»
Строим лес
Мостик
Весёлые утята
Красивые рыбки
Гусёнок
Улитка
Большие и маленькие пирамидки
Ворота для заборчика
Лесной домик
Мебель.
Знакомство с профессией плотника.
Русская печь
Загон для коров и лошадей
Грузовик
Дом фермера
Мельница
Знакомство со светофором
Продолжение знакомства со светофором
Робот
Мы едем в зоопарк
9

Теория
0,5

Практика
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Слон
Обезьяна
Ракета, космонавты. Знакомство с профессией
конструктора
Грузовая машина с прицепом.
Уточнение знаний о профессии механика
Корабли
Поезд
Разные профессии
Пожарная машина
Самолёт
Реализация проектов, конструирование по
замыслу
Итого

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
7
36

Старшая группа
тема
Избушка на курьих ножках
Мостик через речку
Колодец
Дом лесника
Разные домики

теория
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Кафе
Плывут корабли
Катер
Пароход
Зоопарк
Слон
Верблюд
Домашние животные
Дети
Дом фермера
Грузовой автомобиль
Пожарная часть
Самолёт
Поезд мчится
Беседка
Пастбище
Ракета, космонавты
Светофор, регулировщик
Робот
Речные рыбки

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
10

практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Аквариум
Лабиринт
Попугай
Реализация проектов, конструирование по
замыслу
ИТОГО

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
7
36

Подготовительная группа
тема
Красивый мост
Мы в лесу построим теремок
Избушка Бабы Яги
Грузовик везёт кирпичи
Корабль
Аэропорт
Многоэтажные дома
Магазины
Детский сад
Животные на ферме
Овечка
Дом фермера
Качели
Карусели
Беседка для ребят
Горка
Городской транспорт
Светофор
Знакомство с дорожными знаками
Играем в зоопарк
Слон
Верблюд
Ракета, космонавты
Космический корабль
Луноход
Паровоз везёт товары
Станция
Дома на нашей улице
Реализация проектов, конструирование по
11

теория
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

практика
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
7

замыслу
ИТОГО

36

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы в младшей группе
LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям младших
групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными
деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей
формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в
конструировании объекта.
Первое полугодие

Второе полугодие:

 учить
называть
детали
легоконструктора «Дупло»;
 учить
простейшему
анализу
сооружённых
построек
(выделять
форму, величину, цвет деталей);
 выполнять простейшую конструкцию
в соответствии с заданными условиями;
 сравнивать предметы по длине и
ширине;
 обогащать речь словосочетаниями;
 конструировать
по
образцу
и
условиям;
 различать по цвету и форме;
 развивать
зрительно-моторную
координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в
процессе операционных действий.

 познакомить с новыми деталями;
 учить воспроизводить в постройке
знакомый предмет, находить его
конструктивное решение;
 оформлять свой замысел путём
предварительного
называния
будущей постройки;
 развивать и поддерживать замысел
в
процессе
развёртывания
конструктивной
деятельности,
помогать её осуществлять;
 формировать умение использовать
полученные
знания
в
самостоятельных постройках по
замыслу.

Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и
называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В
конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на
прошлых занятиях.
Месяц

тема

цели

сентябрь

Знакомство с
лего мастерской.
Правила

Познакомить с лего-конструктором
Закреплять знания цвета и формы

12

техники
безопасности
Ворота для
заборчика

октябрь

ноябрь

декабрь

Учить выполнять простейшую конструкцию ( из
мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть
на них перекладину
Пирамидка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Башенка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору
Здравствуй,
Познакомить с некоторыми видами деревьев,
лес!
растущих в лесу, научить различать деревья
Мы в лесу
Развивать творческое воображение.
построим дом. Учить подражать звукам и движениям персонажей
Кто такие
Учить строить дом из лего-конструктора.
«строители».
Познакомить с работой строителя и строительным
краном.
Разные домики. Закреплять умение строить домики
Реализация
Закреплять полученные навыки.
проекта «Лес – Учить заранее обдумывать содержание будущей
наш дом
постройки, называть её тему, давать общее описание
природы»
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Мебель для
Развивать способности выделять в предметах их
комнаты.
функциональные части. Учить анализировать
Знакомство с
образец
профессией
«плотник»
Мебель для
Закреплять умение строить мебель
кухни
Запоминать название предметов мебели
Печка
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
Реализация
Закреплять полученные навыки
проекта «Наша Учить заранее обдумывать содержание будущей
квартира»
постройки, называть её тему, давать общее описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Утята в озере
Учить внимательно слушать стихотворение
Строить из конструктора утят
Волшебные
Рассказать о рыбах
рыбки
Учить строить рыб из конструктора
Мостик через
Учить строить мостик, точно соединять
речку
строительные детали
Реализация
Закреплять полученные навыки
13

январь

февраль

март

апрель

проекта «Озеро Учить заранее обдумывать содержание будущей
и его
постройки, называть её тему, давать общее описание.
обитатели»
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Построим загон Закреплять понятия «высокий», «низкий».
для коров
Учить выполнять задания по условиям.
Развивать творчество, воображение, фантазию.
Грузовая
Учить создавать простейшую модель грузовой
машина.
машины.
Знакомство с
Выделять основные части и детали
профессией
механика
Домик фермера Формировать обобщённые представления о домах
Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать
их прочными
Развивать умение выделять части
Познакомить с понятием «фундамент»
Мельница
Рассказать о мельнице
Развивать воображение, фантазию
Машина с
Учить строить машину с прицепом.
прицепом
Развивать навыки конструирования.
Пожарная
Познакомить с профессией пожарного.
машина
Учить строить пожарную машину.
Кораблик
Рассказать о кораблях.
Учить строить более сложную постройку.
Развивать внимание, навыки конструирования.
Реализация
Закреплять полученные навыки
проекта
Учить заранее обдумывать содержание будущей
«Ферма»
постройки. Называть её тему, давать описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Детская
Показать детскую площадку.
площадка
Построить песочницу, лесенки.
Горка для ребят Продолжать знакомить с детской площадкой.
Развивать память и наблюдательность.
Все работы
Познакомить с разными профессиями.
хороши
Учить отличать их по внешнему виду.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Реализация
Закреплять полученные навыки.
проекта «Наша Учить заранее обдумывать содержание будущей
площадка»
постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Ракета
Рассказать о космосе.
14

Луноход
Космонавты
Знакомство с
профессией
конструктора
Конструирован
ие по замыслу

май

Животные в
зоопарке
Вольер для
тигров и львов
Крокодил
Реализация
проекта
«Зоопарк»

Учить строить ракету.
Рассказать о луноходе.
Учить строить из деталей конструктора.
Продолжать знакомить с космосом.
Учить строить космонавтов из мелких деталей.
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Рассказать о зоопарке.
Учить строить утку, слона.
Учить всем вместе строить одну поделку.
Продолжать знакомить с зоопарком.
Учить строить крокодила.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Содержание Программы в средней группе
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте
дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять
этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы —
это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
Первое полугодие
Второе полугодие:
 расширять
и
обогащать
практический опыт детей в процессе
конструирования;
 использовать специальные способы
и приёмы с помощью наглядных
моделей и схем;
 учить определять изображённый на
схеме предмет, указывать его
функцию;
 формировать представление, что
схема несёт информацию не только о

 закреплять умение анализировать
конструктивную и графические
модели;
 учить сооружать постройку в
соответствии
с
размерами
игрушек,
для
которых
она
предназначается;
 правильно называть детали легоконструктора;
 продолжать закреплять умение
соотносить
реальную
15

том, какой предмет на ней
изображён, но и какой материал
необходим
для
создания
конструкции по схеме, а также о
способе
пространственного
расположения
деталей и их
соединения;
 учить
сравнивать
графические
модели, находить в них сходства и
различия;
 формировать умение строить по
схеме;
 учить сооружать постройки с
перекрытиями. Делать постройку
прочной, точно соединять детали
между собой;
 конструировать по замыслу, заранее
обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать
её общее описание;
 развивать творческую инициативу и
самостоятельность

конструкцию со схемой;
 учить
заранее
обдумывать
назначение будущей постройки,
намечать цели деятельности;
 сравнивать полученную постройку
с задуманной;
 развивать способность к контролю
за качеством и результатом
работы.

На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые во
второй младшей группе. С этой целью следует весь сентябрь проводить близкие по
тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте. В средней группе
несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
 Рассмотреть объект в целом.
 Выделить цвета деталей.
 Назвать детали лего-конструктора.
 Установить пространственное расположение частей постройки.
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек,
поощряя стремление детей к совместной игре. Помогать в объединении построек в
общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей
постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта,
осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с
задуманной.
Месяц

тема

цели

сентябрь Конструирование Закреплять навыки, полученные в младшей
по замыслу
группе.
16

октябрь

ноябрь

декабрь

Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность .
Башня.
Закреплять навыки, полученные в младшей
Уточнять знания группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить
про профессию
строить простейшие постройки. Формировать
«строитель»
бережное отношение к конструктору.
Строим лес
Закреплять умение строить лесные деревья.
Учить отличать деревья друг от друга.
Закреплять названия деталей, цвет.
Мостик
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали, накладывать их друг на
друга.
Весёлые утята
Разучивать стихотворение про утят.
Учить строить утят, используя различные
детали.
Красивые рыбки Уточнять и расширять представления о рыбах.
Развивать умение наблюдать, анализировать,
делать выводы.
Учить строить морских обитателей.
Гусёнок
Учить строить из конструктора гусёнка.
Реализация
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
проекта «Озеро» обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Улитка
Учить строить улитку. Воспитывать добрые
отношения. Развивать память, мышление,
внимание.
Большие и
Учить строить разные пирамидки.
маленькие
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
пирамидки
Учить бережно относиться к конструктору.
Ворота для
Учить строить ворота для заборчика.
заборчика
Аккуратно и крепко скреплять детали легоконструктора «Дупло».
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Лесной домик
Учит строить дом.
Распределять детали лего-конструктора
правильно.
17

Мебель.
Знакомство с
профессией
плотника.
Русская печь
Реализация
проекта «Наша
квартира»

январь

Загон для коров
и лошадей
Грузовик

Развивать творческое воображение, навыки
конструирования.
Развивать способность выделять в реальных
предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец.
Рассказать о русской печке.
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора.
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Учить строить загоны по условиям. Развивать
глазомер, навыки конструирования. Мелкую
моторику рук
Учить строить различные машины, используя
детали лего-конструктора

Дом фермера

февраль

март

Учить строить большой дом для фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до конца
Мельница
Учить строить мельницу
Развивать воображение, фантазию
Знакомство со
Учить слушать сказку.
светофором
Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.
Продолжение
Продолжать знакомить со светофором.
знакомства со
Учить правила дорожного движения.
светофором
Строить проезжую часть и надземный переход.
Робот
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из лего-конструктора
Конструирование Закреплять полученные навыки
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Мы едем в
зоопарк

Учить отличать хищников от травоядных
животных.
Учить строить простые вольеры для животных
18

Слон
Обезьяна
Реализация
проекта
«Зоопарк»

апрель

Ракета,
космонавты.
Знакомство с
профессией
конструктора

Учить строить слона
Продолжать знакомить с обитателями зоопарк
Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить
с обитателями зоопарка.
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о космических ракетах и
космонавтах. Учить строить ракету и
космонавтов.

Грузовая машина Учить сооружать знакомую конструкцию по
с прицепом.
графической модели, соотносить её элементы с
частями предмета.
Уточнение
знаний о
профессии
механика
Корабли

Дать обобщённое представление о кораблях.
Учить способам конструирования. Закреплять
имеющиеся навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по форме и цвету,
устанавливать пространственное расположение
построек

Поезд

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков
с колёсами, друг с другом, основными частями
поезда. Развивать фантазию, воображение.

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
май

Разные
профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер,
доярка, повар, водитель)

Пожарная
машина

Рассказать о работниках пожарной части. Учить
строить из конструктора пожарную часть и
пожарную машину.
19

Развивать творчество и логическое мышление
Учить понимать нужность профессии.
Самолёт
Рассказать о профессии лётчика.
Учить строить самолёт, выделяя
функциональные части. Развивать интерес и
творчество.
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Содержание Программы в старшей группе
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается
содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не
только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и
собственному замыслу.
Первое полугодие
Второе полугодие:
 закреплять приобретённые в средней
группе умения;
 развивать наблюдательность,
уточнять представление о форме
предметов и их частей, их
пространственном расположении,
относительной величине, различии и
сходстве;
 развивать воображение,
самостоятельность, смекалку,
умение работать сосредоточенно;
 учить сооружать красивые
постройки, опираясь на впечатления
от рисунков, фотографий, чертежей;
 продолжать знакомить с новыми
деталями;
 добиваться рассуждений вслух при
решении конструктивной задачи;
 учить заранее обдумывать замысел
будущей постройки, представлять её
общее конструктивное решение,
соотносить свой замысел с
имеющимся строительным
материалом

 учить работать с мелкими
деталями;
 создавать более сложные
постройки;
 работать вместе, не мешая друг
другу, создавать коллективные
постройки;
 Учить рассказывать о постройке
других воспитанников;
 самостоятельно распределять
обязанности;
 учить помогать товарищам в
трудную минуту;
 возводить конструкцию по
чертежам без опоры на образец;
 формировать умение
преобразовывать конструкцию в
соответствии с заданными
условиями;
 направлять детское воображение
на создание новых оригинальных
конструкций;
 развивать творческую активность;
 навыки межличностного общения
и коллективного творчества;
20

 способности к анализу и
планированию деятельности;
 интерес к лего-конструктору.

На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в
средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике
занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:

Моделирование по схеме, замыслу, образцу

Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать
собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети
приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и
работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя
следующие этапы:

Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы
по теме проекта

Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем,
создание проекта на нескольких занятиях

Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой
проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Месяц

тема

цели

сентябрь Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.

октябрь

Избушка на
курьих ножках

Учить работать в коллективе дружно, помогая
друг другу

Мостик через
речку

Учить строить мостик. Развивать мелкую
моторику рук и навыки конструирования. Учить
доводить начатое дело до конца.

Колодец

Учить коллективно строить простейшую
постройку.

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника

Разные домики

Учить строить домики разной величины и
длины
21

ноябрь

декабрь

январь

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать
вместе, не мешая друг другу

Реализация
проекта «Город»

Закреплять навыки, полученные в средней
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте. Учить строить
корабли. Развивать творчество, фантазию,
мелкую моторику рук.

Катер

Учить выделять в постройке её
функциональные части. Совершенствовать
умение анализировать образец, графическое
изображение постройки, выделять в ней
существенные части. Обогащать речь
обобщающими понятиями: «водный, речной,
морской транспорт».

Пароход

Закреплять знания водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.

Реализация
проекта
«Морской порт»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

зоопарк

Закреплять представления о многообразии
животного мира. Развивать способность
анализировать, делать выводы.

слон

Учить строить слона. Развивать творческие
навыки, терпение.

верблюд

Учить строить верблюда

Реализация
проекта
«Зоопарк»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Домашние
животные

Учить строить собаку и кошку. Развивать
творчество, фантазию, навыки конструирования
22

Мельница

Учить строить по схеме мельницу

Дом фермера

Учить находить материал для постройки

Реализация
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
проекта «Ферма» обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
февраль

март

Грузовой
автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой
машины. Учить правильно соединять детали.

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного. Учить
строить пожарную машину и пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.

самолёт

Закреплять знания о профессии лётчика. Учить
строить самолёт по схеме.

Реализация
проекта
«Транспорт»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по
схемам и поезд по образцу.

беседка

Закреплять представления о назначении и
строении беседок, об их частях. Учить строить
беседку.

пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных
разными способами.

Конструирование Учить строить загоны для домашних животных
по замыслу
разными способами. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
апрель

Ракета,
космонавты

Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету по схеме.
23

Светофор,
регулировщик

Закреплять знания о светофоре.

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

май

робот

Показать игрушку робот. Учить строить робота.

Речные рыбки

Учить строить рыб. Развивать навыки
конструирования, мелкую моторику рук.

аквариум

Познакомить с обитателями аквариума. Учить
строить аквариум.

лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, наблюдательность,
мышление, мелкую моторику рук.

попугай

Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
мелкую моторику рук.

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Содержание Программы в подготовительной группе
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать
свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным.
Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети
конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом,
постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Задачи:
 Закреплять навыки, полученные в старшей группе
 Обучать конструированию по графической модели
 Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
постройки, строительного материала и возможности конструкции в
пространстве.
24

 Учить работать в группе(внимательно относиться друг к джругу,
договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать
общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в
соответствии с общим решением).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей
группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия
предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Месяц

тема

цели

сентябрь Конструирование Закреплять полученные навыки в старшей
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.

октябрь

Красивый мост

Закреплять навыки, полученные в старшей
группе. Учить строить мост по карточке.

Мы в лесу
построим
теремок

Развивать творческое воображение. Учить
подражать звукам и движениям персонажей.
Учить строить теремок.

Избушка Бабы
Яги

Закреплять умение строить по карточке. Учить
строить сказочную избушку Бабы Яги.

Грузовик везёт
кирпичи

Учить строить по схеме. Находить в схемах
сходство и различия. Учить рассказывать о
проделанной работе.

Корабль

Закреплять навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по форме и цвету.
Устанавливать пространственное расположение
построек.

Аэропорт

Учить строить разные самолёты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.

Реализация
проекта
«транспорт»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему. Давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
25

ноябрь

декабрь

Многоэтажные
дома

Развивать творческую инициативу и
самостоятельность. Формировать обобщённые
представления о домах.

Магазины

Закреплять названия магазинов, их виды.

Детский сад

Учить строить детский сад. Развивать память.
Внимание.

Реализация
проекта «Наш
город»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

Животные на
ферме

Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, об их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность,
навыки конструирования.

Овечка

Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В.Степанова :
«Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять
знания о домашних животных. Учить строить
животных.

Дом фермера

Закреплять навыки строить по схемам. Учить
строить двухэтажный дом фермера.

Конструирование Закреплять навыки, полученные на прошлых
по замыслу
занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать
творчество, навыки конструирования.
январь

Качели

Учить строить сложную постройку.

Карусели

Продолжать строить сложную постройку.

Беседка для
ребят

Учить строить беседку, которая находится на
участке детского сада по памяти. Развивать
память, навыки конструирования.

Горка

Учить определять особенности формы деталей
конструктора, размера и расположения.
26

февраль

Городской
транспорт

Закреплять знания о городском транспорте.
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Учить строить автобус.

Светофор

Закреплять знания о светофоре.

Знакомство с
дорожными
знаками

Познакомить с дорожными знаками. Учить
строить дорожные знаки на плате.

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
март

апрель

Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его
обитателях.
Слон

Учить строить слона с большим хоботом

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить одно и двугорбых верблюдов

Реализация
проекта
«Зоопарк»

Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.

Ракета,
космонавты

Закреплять знания о первом космонавте
Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.

Космический
корабль

Рассказать о космическом корабле. Учить
строить космический корабль.

Луноход

Рассказать о луноходе. Учить строить луноход
из деталей конструктора.

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
май

Паровоз везёт

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков
с колёсами, друг с другом, основными
27

товары

составными частями поезда. Развивать
фантазию, воображение.

Станция

Продолжать знакомить с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.

Дома на нашей
улице

Закреплять умение строить домики

Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Описание форм и методов реализации Программы
 подгрупповые развивающие игры – занятия;




сотворчество детей с родителями/ законными представителями;
досуговая деятельность.
Основной формой организации работы являются подгрупповые игры –
занятия обеспечивают взаимодействие педагога с детьми и детей между собой,
имеют единое содержание для всех детей группы.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и
игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические
вопросы также помогают при творческой работе.
Созданные Лего-постройки обучающиеся используют в сюжетно-ролевых
играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы
ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел
моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего
мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об
окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И
наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию
обучающегося.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать
знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает
потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и
разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для
обеспечения созидания нового.
Отличительной особенностью занятий является самостоятельность и
творчество. Зачастую, созданные детьми продукты творчества находят продолжение
и развитие в игре. Созданные LEGO -постройки дети используют:
28

- в сюжетных играх;
- в играх-драматизациях;
- в дидактических играх и упражнениях;
- в экспериментальной деятельности.
Структура образовательной деятельности
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления
(длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
 Совершенствование навыков классификации.
 Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведенного анализа.
 Активизация памяти и внимания.
 Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
 Развитие комбинаторных способностей.
 Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – творческая работа.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
 Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их
назначением и строением.
 Обучение
планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта.
 Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
 Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и
передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
 Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Одной из форм организации занятий является сотворчество детей и
родителей/ законных представителей. Такая форма организации позволяет:
- реализовать совместные проекты;
- установить сотруднические отношения;
- изменить позицию родителей, их взгляд на профессиональное будущее
своего ребенка в пользу инженерно – технических профессий.

Организация досуговой деятельности предполагает
выставках, фестивалях, конкурсах, проведение праздников, смотров.
Досуговая деятельность:
 является одним из ресурсов оптимизации активности детей;
29

участие

в

 важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека,
позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для
самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей;
 обеспечивает реализацию взаимодействия по линии индивидуального подхода к
конкретному ребенку;
 досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
 досуг формирует и развивает личность, способствует самовыражению,
самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
 досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для
жизни умений и навыков;
 стимулирует творческую инициативу детей;
 способствует формированию ценностных ориентаций;
 досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное
удовольствие.
Независимо от формы организации деятельности детей задача педагога
сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность
раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая
эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы
организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать
ребенка к познанию, к деятельности.
В процессе прохождения Программы используются различные методы для
формирования универсальных учебных действий:

Игровой - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом
виде. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании
игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер
и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - просмотр фрагментов мультипликационных и учебных
фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,
дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых. Один из
основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода
связана с формированием основного содержания знаний дошкольников –
представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод
соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность
обеспечивает прочное запоминание.

Словесный - чтение художественной литературы, загадки, пословицы,
беседы, дискуссии, моделирование ситуации. Даёт возможность передать детям
информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения

Практический - проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая
деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование
ситуации, конкурсы, физминутки. Практический метод основан на практической
деятельности ребенка, формируют практические умения и навыки.
30

Метод проблемного обучения. Конструирование разнообразных моделей
их творческое осмысление.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.


В ходе организации занятий проводится работа по ранней профориентации
детей. Основными формами реализации дополнительной образовательной
программы в части ранней профориентации детей, являются:

беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;

чтение и обыгрывание стихов о профессиях;

дидактические и С/Р игры ;

выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;

просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;

наблюдения.











Алгоритм ознакомления с профессией.
Название профессии
Место работы
Материал для труда
Форменная одежда
Орудия труда
Трудовые действия
Личностные качества
Результат труда
Польза труда для общества.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по ранней
профориентации:
 использование художественной литературы;
 создание картотек;
 использование демонстрационного материала;
 использование видеоматериалов;
 создание презентаций.
Техническое оснащение образовательного процесса
Обучение ведется в специально оборудованном кабинете (Лего –
мастерской), оснащенном детской мебелью, дающем возможность варьировать
виды деятельности с целью достижения максимального эффекта и предотвращения
физической и умственной усталости. Оснащение развивающей среды, включающей
средства образования и воспитания, подобрано в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
Материально-техническое обеспечение
31

наименование
Ноутбук
Интерактивная доска
Проектор
Гигантский набор DUPLO
Набор с трубками LEGO DUPLO
Конструктор Лего – «Первые механизмы»/ DUPLO
Строительные машины\ DUPLO

количество
1
1
1
3
5
5
1

Базовый набор LEGO Education «Построй свою
историю»

3

Конструктор Лего – «Простые механизмы»/ DUPLO
Математический поезд DUPLO
Конструктор Лего – DUPLO/ Городские жители

1
1
1

Демонстрационный материал
Учебно – наглядное пособие «Мамы всякие нужны»,
выпуск 1, художник Т.А. Сытая / СП «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2017 г
Учебно – наглядное пособие «Мамы всякие нужны»,
выпуск 2, художник Т.А. Сытая, /СП «ДЕТСТВО –
ПРЕСС», 2017 г
«Все работы хороши». Городские профессии / СП
«ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017 г
«Все работы хороши». Сельские профессии / СП
«ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017 г
Серия демонстрационных картин «Кем быть?» / «СП
«ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2005 г
С. Вохринцева ,Дидактичекий демонстрационный
материал «Виды домов» / «Страна фантазий»
С. Вохринцев и С. Вохринцева, Демонстрационный
материал для педагогов и родителей «Виды транспорта» /
«Страна фантазий»

1

1

1
1
1
1
1

Развивающие игры
«Профессии» Знакомимся с профессиями, развиваем
связную речь, от 3 лет
«Все профессии важны 1». Для детей от 4 лет
«Все профессии важны 2» Для детей от 4 лет

32

1
1
1

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.Е.В. Фешина «Легоконструирование в детском саду» / «ТЦ Сфера», 2012 г
2.О.В. Мельникова «Лего-конструирование 5-7- лет. Программа, занятия с
мультимедийным сопровождением / Волгоград «Учитель», 2012 г
3. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Типовой и инновационный варианты программы / «ТЦ «Сфера»
4. Е.А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игр, беседы / «ТЦ
Сфера»
5. Е.А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игр, беседы / «ТЦ
Сфера»
6. В.В. Баранова «Профессии. Интегрированные занятия» / «ТЦ Сфера»
7. Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях» Методическое пособие /«ТЦ
Сфера»
8. В. Клюка, С. Шейбут «Энциклопедия механизмов, или как устроено все
вокруг» / Ростов- на – Дону, «Феникс», 2016 г
Информационные ресурсы:
1. Кузнецова «Лего в детском саду»
http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
2. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости»
http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d
4.pdf
3. Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-odetyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html
4. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-odetyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
5. Строим из Лего
http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html
6. http://ta-vi-ka.blogspot.ru/
7. ideas4parents.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностическая карта в младшей группе
Фамиля, имя
ребенка

Называет цвет
деталей

Называет
детали

Скрепляет
детали
конструктора

33

Строит
элементарные
постройки по

Строит по
образцу

Точность
скрепления и
скорость

«Дупло»

творческому
замыслу

выполнения

Диагностическая карта в средней группе
Фамиля,
имя
ребенка

Называет
детали

Называент
форму

Умеет
скреплять
детали
конструкт
ора
«Дупло»

Строит
элементар
ные
постройки
по
творческо
му
замыслу

Строит по
образцу

Строит по
схеме
второго
полугодия

Называет
детали,
изображен
ные на
карточке

Умение
рассказыв
ать о
постройке

Диагностическая карта в старшей группе
Фамиля,
имя ребенка

Называет
детали

Работает по
схемам

Строит
сложные
постройки

Строит по
творческом
у замыслу

Строит по
образцу

Строит по
инструкции

Умение
рассказыват
ьо
постройке

Диагностическая карта в подготовительной группе
Фамиля,
имя ребенка

Называет
детали

Строит
более
сложные
постройки

Строит по
творческом
у замыслу

Строит по
образцу

34

Строит по
инструкции
педагога

Работает в
команде

Использует
предметы заместители

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».