1 II. Оглавление № Разделы программы п/п 1. Оглавление 2. Пояснительная записка Страница 2 3 1.Цель программы. Задачи программы. 4 3.Формы и режим занятий 5 4.Ожидаемые результаты и способы их проверки 6 6 3. 5.Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы Учебно-тематический план 4. Содержание программы 10 5. 6. Методическое обеспечение программы Список используемой литературы 15 17 8 2 1.Пояснительная записка Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём –пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка. Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка (Л.С.Выготский); предметной, игровой, учебно-игровой, учебнопознавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всеми функциями речи: номинативной, индикативной (указательной), коммуникативной (функцией общения), когнитивной (познание определенной информации), регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей), обещающей (накопление и группирование получаемых ребенком знаний). Для нормального развития речи ребенка необходима совокупность различных предпосылок психологического, анатомо- физиологического, социального характера, а именно сформированность высших психических функций (внимания, памяти достаточная, мышления, восприятия, воображения и т.д.)., сохранность анатомо-физиологического строения центральных и периферических отделов речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей. – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими. У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. 3 Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Цель программы: Создание оптимальных условий для коррекции нарушения звукопроизношения, недоразвития фонематических процессов, а также оптимизации развития лексико –грамматического строя речи и навыков связной речи. Задачи программы: - Формировать артикуляционно-акустический уклад артикуляционного аппарата; - Постановка и автоматизация отсутствующих звуков; - Коррекция искаженно произносимых звуков; - Развитие функции фонематического слуха и восприятия. Данная Программа составлена на основе Программы Г.А.Каше «Исправление недостатков речи у дошкольников», 1997г., Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР с 4 до 7 лет», 2007г, а так же Л.С Лыловой, Е.К.Ахметовой «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», 2012г. 4 Формы и режим занятий. Формы организации обучения – индивидуальная и микрогруппы. Цель индивидуальных занятий - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи индивидуальных видов деятельности: - развитие артикуляционного праксиса; - проведение фонационных упражнений; - уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях; - вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; - первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях. Содержание индивидуальных занятий: -нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица); -нормализация артикуляционной моторики; -нормализация голоса (при дизартриях); -нормализация речевого дыхания; -нормализация просодики; -развитие мелкой моторики; -уточнение произношения и постановка звуков; -автоматизация уточненных или поставленных звуков. Задачи и содержание микрогрупповых занятий: • закрепление навыков произношения изученных звуков; • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; •дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. 5 Ожидаемые результаты. В итоге логопедической работы дети должны научиться: - понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; - правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - владеть навыками диалогической и монологической речи; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; - использовать в спонтанном обращении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); - пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать); - владеть элементарными графическими навыками; - уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы Мониторинг Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей их речевого развития. 1. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя сентября; 3-4 неделе мая с целью выявления динамики речевого развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу. Также возможно обследование по мере возникновения потребности или по запросу родителей. 2. Обследование дошкольников проводится с использованием методик Власенко И. Т. ; Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Левиной Р. Е. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оцениваются по трёхбалльной шкале. В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевой системы: 1. Артикуляционная моторика - (авторы Власенко И. Т. ; Чиркина Г. В.) 2. Фонематический слух и восприятие - (методики Филичевой Т. Б. Р. Е. Левиной) 3. Звукопроизношение - (под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В.) Инструментарий для логопедического обследования артикуляционного аппарата № п/п Выполнение артикуляционных упражнений. Оценка. 1. Губы в улыбке 5 баллов – правильное выполнение движения 2. Губы в «трубочку» 3-5 сек, 4-5 раз. 3. Язык «лопаткой» 4 балла – замедленное выполнение. 6 4. Язык "чашечкой» 3 балла – замедленное и напряженное выполнение. 5. Язык «иголочкой» 2 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск. 6. Щелканье языков позы, объем, темп, точность, симметричность. 7. «Вкусное варенье» наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор. 8. «Качели» посинение органов речи или носогубного треугольника. 9. «Маятник». 10. «Улыбка» - «Трубочка» 1 балл – невыполнение движения. Инструментарий для логопедического обследования фонематического слуха и восприятия № п/п Предъявление слоговых рядов. Оценка. 1. Па - ба Ба – па 5 баллов – точное и правильное воспроизведение. 2. Са - за За – са в темпе предъявления. 3. Са - ша Ша – са 4 балла – точное воспроизведение в медленном. 4. Ла - ра Ра – ла темпе предъявления. 5. Ма – на – ма На – ма – на 3 балла – первый член воспроизводится правильно. 6. Да – та – да Та – да – та второй уподобляется первому (ба – па – ба – па). 7. Га – ка – га Ка – га – ка 2 балла – неточное воспроизведение обоих. 8. За – са – за Са – за – са членов пара с перестановкой слогов, их заменой. 9. Ша – жа - ша Жа – ша – жа и пропусками. 10. Са – ша – са Ша – са – ша 1 балл – отказ от выполнения, полная невозможность. 11. Ца – са – ца Са – ца – са воспроизведения пробы. 12. Ча – тя – ча Тя – ча – тя. 13. Ра – ла - ра Ла – ра – ла. Инструментарий для логопедического обследования звукопроизношения № п/п Обследование звуков. Оценка. 1. С Собака – маска - нос 5 баллов – норма. 2. СЬ Сено - василек - высь 4 балла – верно изолировано. 3. З Замок – коза 3 балла – верно изолированно и в начале слова. 4. ЗЬ Зима – магазин 2 балла – верно 1 звук из группы. 5. Ц Цапля – кольцо – палец 1 балл – все неверно. 6. Ш Шуба – кошка – камыш. 7. Ж Жук – ножи. 8. Ч Чайка – очки – ночь. 9. Щ Щука – вещи – лещ. 10. Л Лампа – молоко – пол. 11. ЛЬ Лето – колесо – соль. 12. Р Рыба – корова – топор. 13. РЬ Река – варенье – дверь. 14. К Кот - рука – сок. 15. КЬ Кино – руки. 16. Г Голуби – нога. 17. ГЬ Гена – ноги. 7 18. Х Хлеб – пихта – мох. 19. ХЬ Духи – хитрая. 20. J Йогурт – майка – клей. Протокол обследования уровня речевого развития № Ф.и. Возраст. Фонематический слух и восприятие. Звукопроизношение. Артикуляционная. Всего. Уровень. Моторика. Баллов. 1. 2. 3. 4. Итого В графе «Итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей. Высокий уровень: Средний уровень: Низкий уровень: 2.Учебно-тематический план. Виды деятельности Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Коррекция звукопроизношения 2 8 72 Сроки реализации рабочей программы - 1 год. Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия. Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 2. Продолжительность 1 занятия – 30 минут. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетикофонематическом недоразвитии речи I. Подготовительный этап – 4-12 занятий. Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков. II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 2050 занятий. 1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный. Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: свистящие С, 3, Ц, С', 3' 8 шипящий Ш соноры Л, Л' шипящий Ж соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2. Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности: 1) изолированное произношение; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. 3. Дифференциация: 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятия. Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи. 9 Содержание программы Содержание Программы разработано в соответствии с нормативноправовой базой: – Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; – Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; – Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения. Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков. Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, 10 имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии. Содержание Программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с дошкольниками. Цель, задачи и формы логопедического воздействия Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. Задачи: Обследование воспитанников ДОО и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком. Привитие детям навыков коммуникативного общения. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива ДОО и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды. Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье). Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия. Принцип системности и подход рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития к анализу 11 речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта. На этом принципе базируется педагогическая классификация речевых нарушений. Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций. При анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленные, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта. Характеристика речевых нарушений: Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом. Сигматизмы имеют следующие виды: Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость. Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами и получается шепелявый звук. Губно-зубной сигматизм. При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся близко к звукам ф и в. Части артикуляционного аппарата располагаются при этом так: нижняя губа подтягиваются к верхним резцам, сужая проход, через который проходит выдыхаемая струя воздуха; язык находится в таком же положении, как и при произнесении звука с. При такой артикуляции образуется звук, который содержит в себе элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечётким, непонятным, неприятным на слух. Призубный сигматизм. Этот недостаток произношения объясняется следующим: при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель; вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з, ц слышатся звуки т и д. Этот недостаток можно назвать парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим. Шипящий сигматизм. При этом виде стигматизма язык имеет следующее положение: кончик оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш и ж. 12 Боковой сигматизм. В данном случае свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) могут произносится двумя способами, а именно:1). Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, в результате в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при произнесении звука л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Носовой сигматизм. При этом недостатке произношения свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, мягкое небо опускается и выдыхаемый воздух проходит через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком. Недостатки произношения звуков л и ль называются ламбдацизмом, замена звука л другими звуками русского алфавита называется параламбдацизмом. Ламбдацизм. 1.Звук л вовсе не произносится (лопата-«опата», молоко-«мооко»). 2.Звук л произносится мягко, как ль (луна-«люна и т.д»). 3.Звук л произносится, как иностранное л (альвеолярно), корень языка при этом опущен. 4.Звук л произносится гнусаво (как нг), причем образует смычку корня языка с мягким небом и выдох происходит через нос. Параламбдацизм. 1.Звук л заменяется звуком р (луна- «руна», молоко- «мороко»). 2.Звук л заменяется звуком в – губно-зубным (лук- «вук»и т.д.). 3. Звук л заменяется звуком б –губно-губным. 4. Звук л заменяется звуком у (лампа-«уампа», молоко-«моуоко»). 5. Звук л заменяется звуком й (лампа-«йампа», калоши- «кайоши»). 6. Звук л заменяется звуком н (лошадь-«ношадь»). 7. Звук л заменяется звуком ы (луна- «ыуна» и т.д.). 8. Звук л заменяется звуком к (луна- «куна» и т.д.). 9. Звук л заменяется повторным звуком г (украинским). Недостатки произношения смягченного звука л (ль) встречаются значительно реже и обычно выражаются в замене звука л звуком й («лето-йето»), что придает речи характер детского лепета. Недостатки произношения звука р и рь называются ротацизмом, замена звука р другими согласными звуками –параротацизмом. Ротацизм. 1.Звук р вовсе не произносится (рак-«ак», корова- «коова», пар-«па») 2.Звук р произносится картаво (велярное р). В данном случае происходит вибрация не кончика языка, а небной занавески, к которой приближен корень языка, образуя узкий канал. Другая форма картавости (увулярное р) происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка. 13 3.Звук р произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Тогда вместо р слышится звук, состоящий из быстрого сочетания звуков р и ль (рль). 4.Звук р произносится как кучерское прр (вибрация крепко сомкнутых губ). 5.Звук р произносится гнусаво (как нг), причем корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос. 6. Звук р произносится одноударно, т.е. вместо периодических колебаний кончика языка производится только однократный удар кончика языка ою альвеолы.В результате получается р, похожее на звук д (при попытке воспроизвести длительный рокот арррррррр.. обнаруживается отсутствие настоящей вибрации). 7. Звук р произносится мягко, как рь (рука-«рюка», корова-«корёва», шар-«шарь»). Параротацизм. 1.Звук р заменяется звуком в, который произносится обеими губами без вибрации (рука- «вука», паровоз-«павовоз», пар-«пав»). 2. Звук р заменяется звуком д (рама-«дама», трава-«тдава», сор- «сод»). 3. Звук р заменяется звуком ы (рама-«ыама», ворона-«воыона», сыр«сыы»). 4. Звук р заменяется звуком л (рыба-«лыба», арбуз-«албуз», сыр«сыл»). 5. Звук р заменяется звуком г (рука-«гука», паровоз-«паговоз», пар«паг»). 6. Звук р заменяется звуком й или ль (рука –«пай»-«паль», рыба-«йиба»«либа», пар-«пай»- «паль»); такое произношение только твердое носит характер детского лепета. Часто бывают случаи, когда неправильно произносится только твердое р, мягкое же р произносится нормально. 14 Методическое обеспечение программы 1. Пособия, направленные на развитие всех сторон речи ребенка: фонетической, фонематической, лексико-грамматической, связной речи. Имеется оборудование: • для постановки звуков; • наборы игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической и пальчиковой гимнастики; • дыхательные тренажеры, игрушки и пособия, игры для развития дыхания (ветряки, свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т. п.).; • иллюстративный материал, дидактические и развивающие настольнопечатные, компьютерные игры и презентации для постановки, автоматизации и дифференциации звуков; для развития просодической, слоговой стороны речи, фонематического восприятия; • картотека артикуляционных упражнений и пальчиковых гимнастик; • картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, чистоговорках, скороговорках, текстах (составлена по материалам Лебедевой И.Л.); • игры: словесные, подвижные, дидактические и развивающие настольнопечатные, компьютерные; • раздаточный материал, дидактические игры по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (для определения места звука в слове, кружки, квадраты, разных цветов, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, игры); • наборы игрушек и театров для автоматизации звуков в диалогической и монологической речи, детская литература; • инструментарий для обследования звукопроизношения, фонетикофонематической системы речи, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя, связной речи; • предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для составления рассказов, насыщенные определенными звуками; • сюжетные картинки и альбомы по разным лексическим темам; • настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи; • алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений; • ребусы, кроссворды, изографы; • аудиозаписи бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр; • рабочие тетради для развития звукопроизношения, фонетической, лексикограмматической стороны речи; • рабочие тетради для развития связной речи; 2. Пособия и игры для сенсорного развития: подготовила звучащие игрушки (свистки, маракасы, колокольчики, дудочка, бубен, резиновые игрушки– пищалки, мягкие музыкальные игрушки), звучащие игрушки-заместители 15 (маленькие коробочки с различными наполнителями - горохом, фасолью, камушками); записи «голосов природы», бытовых шумов для развития у детей неречевого слуха; карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов, игры («Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Распутай буквы»); «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями; сенсорные коврики; пальчиковые театры «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». «Семеро козлят»; рамкивкладыши, пирамидки, матрешки; занимательные игрушки для развития тактильных ощущений; «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками; доска и цветные мелки. 3. Для развития мелкой моторики и развития конструктивного праксиса подготовила занимательные мешочки с мелкими предметами и с дикими и с домашними животными, трафареты; пазлы; кубики с картинками с изучаемыми звуками, по лексическим темам; «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями; массажные мячики разных цветов и размеров, массажные коврики для пальчиков; игрушки-шнуровки, объемные и плоскостные игрушки-застежки; мозаики; конструктор из кубиков; бусы разных цветов и леска для их нанизывания; занимательные игрушки из разноцветных прищепок. 16 Список используемой литературы 1. Вераксы Н. Е, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М. : МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М. : 1998. 2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М. : 1998. 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Гном-Пресс, 1999. 4. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001. 5. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Воронеж, ИП Лакоценина Н. А, 2012. 6. МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46, Процюк Р. А., Дудкина Т. В., учителя-логопеды высшей квалификационной категории 7. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015 8. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М. : ВЛАДОС, 2001. 17