Положение об индивидуализации образовательного процесса.pdf

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса (далее –
Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 10 «Солнышко» (далее – Детский
сад) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утв.
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения», СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи», Приказа Министерства образования науки РФ от 31.07.2020 г. №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования» и определяет структуру, содержание,
порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута
воспитанника (далее – ИОМ) Детского сада.
1.2 Под ИОМ понимается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение
основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП)
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного воспитанника. Цель ИОМ в Детском
саду – это создание условий, способствующих развитию личности ребенка,
обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
1.3 ИОМ является составной частью ООП дошкольного образования и призван:
обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ); обеспечить освоение основной образовательной программы детьми при
наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации;
создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка.
1.4 Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель данного
ИОМ в рамках учебного плана.
1.5 Работа по разработке и осуществлению работы по ИМО отвечает следующим
принципам:
 принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных
способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей
проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

принцип соблюдения интересов ребенка;
 принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по
сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание
взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя
традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями,
выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и
понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
 принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного
2

принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом
обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к
стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма.
 нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то,
что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при
соответствующих условиях.

2.
Цели и задачи Положения
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права
воспитанников в Детском саду на индивидуализацию образовательного процесса, на
обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут – учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации еѐ содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
2.3. Задачи настоящего Положения:
 Определение основных организационных механизмов, реализуемых в
Детском саду обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
 Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному
маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными
требованиями.
 Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута
требованиям государственного образовательного стандарта.
 Определение ответственности педагогических работников Детского сада при
обучении по индивидуальному образовательному маршруту.
3.
Организационные механизмы
3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в Детском саду с
цельюсоблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
 информирование родителей (законных представителей) воспитанников о
праве воспитанников на обучение по ИОМ;
 выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника,
необходимых для разработки ИОМ;
 разработка основной образовательной программы дошкольного образования,
включающих в качестве механизма ее реализации индивидуальные образовательные
маршруты;
 организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта;
 работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри
педагогического коллектива Детского сада при разработке и реализации ИОМ.
Последовательность действий участников образовательных отношений
при составлении ИОМ
4.1. По результатам мониторинга в начале учебного года педагогический работник
выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации образовательной программы по
ИОМ.
4.2. Родители (законные представители) воспитанников информируются
педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в
соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями,
установленными настоящим Положением.
4.3. При желании родителей (законных представителей) воспитанника
4.

3

осуществлять обучение ребѐнка по ИОМ в Детском саду разрабатывается ИОМ
соответствии с настоящим Положением.
4.4. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям
(законным представителям) воспитанника ознакомиться с:

с основной образовательной программой Детского сада;

с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением учебным
планом;

с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его
реализации;

с формами работы с ребенком, включенными в ИОМ.
4.5. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник еще раз
обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника.
4.6. На любом из этапов подготовки ИОМ с родителями (законными
представителями) воспитанника, с одной стороны, проводятся все необходимые
консультации с соответствующими специалистами дошкольного образовательного
учреждения, с другой стороны.
4.7. После согласования окончательный вариант ИОМ утверждается
руководителем Детского сада.
4.8. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с
учѐтом личностных особенностей воспитанника, а так же с учетом особенностей
конкретного ИОМ.
4.9.
Реализация ИОМ в Детском саду является обязательным для
воспитанников,требующих индивидуального подхода.
5.Ответственность
5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники
образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством.
5.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации
ИОМ является старший воспитатель Детского сада.
Он обеспечивает:
 организацию работы по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала
воспитанников по ИОМ;

организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ;
 организацию работы с педагогическими работниками Детского сада по
составлению иреализации ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО;

контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО;

контроль за реализацией ИОМ;
 взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ;
 организацию использования необходимых форм поддержки реализации
ИОМ в Детском саду;
 организацию методического обеспечения по вопросам составления и
реализации ИОМ;
 анализ работы по вопросам составления и реализации ИОМ и
представление его результатов на совете педагогов Детского сада.

4

Лист ознакомления:
Дата

Подпись

Расшифровка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».