Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Солнышко» УТВЕРЖДАЮ: заведующий МАДОУ детский сад № 10 «Солнышко» Т.Н. Скрябина Приказ № 62 от «22» июля 2019 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Буквоежка» (программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет; срок реализации – 2 года) Разработчик: старший воспитатель МАДОУ детский сад № 10 «Солнышко» Булашова Н.В. г. Кировград 2019 г Содержание Оглавление 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цели и задачи реализации Программы Категория слушателей, для которых предназначена программа Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы 2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Описание форм и методов реализации Программы Техническое оснащение образовательного процесса 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 2 Стр. 3 4 4 5 5 5 7 7 7 10 10 11 11 11 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Дополнительная образовательная программа МАДОУ детский сад № 10 «Солнышко» «Буквоежка» социально-педагогической направленности, ориентирована на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; удовлетворение индивидуальных потребностей детей и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в интеллектуальном и нравственном развитии; социализацию и адаптацию ребенка к жизни в обществе; укрепление психического и физического здоровья; Содержание Программы разработано в соответствии с нормативно-правовой базой: – Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). – СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты.); – Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» – Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 3 Данная Программа актуальна тем, что многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. В обучении чтению существуют как бы два пласта-теоретический и практический. У 5 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Новизна программы заключается в том, что совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в игре различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Педагогическая целесообразность программы обусловлена опорой на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитикосинтетический метод. Программа предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов. Цели и задачи реализации Программы Цель программы: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка к школе с учетом возрастных особенностей, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. 4 На занятиях «Буквоежки» ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: Образовательные: формировать понятия «звук, буква, слог, слово, предложение» учить различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости, учить определять местоположение звуков в словах, учить определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, конструировать слова из слогов, учить читать трехбуквенные слова, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами, учить составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки Развивающие: Развивать память, речь, мышление Развивать коммуникативные навыки Воспитательные: Воспитывать и развивать положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность. Категория слушателей, для которых предназначена программа Программа разработана для дополнительного образования детей дошкольного возраста 5 - 7 лет по запросу родителей. Срок реализации 2 года. Формы и режим занятий Формой обучения являются специально организованные групповые (8 - 10 человек) занятия. Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу. Количество Возраст Длительность Количество Возрастная группа занятий в детей занятия занятий в год неделю Старшая группа 5 – 6 лет 25 мин 2 72 Подготовительная группа 6 – 7 лет 30 мин 2 72 Ожидаемые результаты и способы их проверки В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность - 2 раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов: наблюдение за деятельностью детей; задания для самостоятельного выполнения; общение с ребенком. Целевые ориентиры освоения Программы: 5 Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, пении, чтении. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими. Речь ребенка становится более выразительной, четкой, грамотной. Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть со звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. В результате обучения по Программе ребенок должен уметь: Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-6 лет В области фонетики: сопоставлять букву и её графический образ, владеть понятиями «звук», слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твердый-мягкий, звонкийглухой); дифференцировать звуки: гласный-согласный(твердый-мягкий, звонкийглухой); производить звуковой анализ слов, состоящих из трёх-четырёх-пяти звуков; выделять звуки по всем позициям слова; соотносить звук и букву, образ; соединять буквы в слог; печатать буквы; В области лексики: подбирать синонимы, антонимы к словам; подбирать и использовать обобщающие слова действия, признаки. В области грамматики: составлять схему простого предложения; использовать в речи распространенные предложения; правильно употреблять существительные во множественном числе; согласовывать слова в предложении Планируемый результат старший дошкольный возраст 6-7 лет уметь: различать гласные и согласные буквы; печатать слоги и слова; подбирать слова по звуковым схемам; читать слова из 1-2-3-4-5слогов; слоговое чтение простейших текстов знать: из чего состоят слова, слоги, предложения, тексты; особенности написания букв 6 Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение открытого занятия для педагогов ДОУ и родителей. Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце учебного года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению. 2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения (5-6 лет) тема Речь. Слово. Предложение В мире звуков Гласные звуки. Согласные звуки Итоговое занятие для родителей Итого теория 1 2 6 26,5 0,5 36 Второй год обучения (6 - 7 лет) тема Повторение Гласные буквы Согласные звуки Буква «ь». «Ь» Буква Ъ. Чтение слов с Ъ Алфавит Итого теория 3 13 15 1 1 0,5 33,5 практика 1 2 6 26,5 0,5 36 практика 4 14 15 3 2 0,5 38,5 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения (5-6 лет) Знакомство с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст». Дифференциация звуков: гласные – согласные, парные – непарные, твердые – мягкие, звонкие – глухие Звукобуквенный анализ слогов, слов (открытый слог, 1-2 сложные слова) Речь. Слово. Предложение. 2 В мире звуков. Знакомство с понятиями «звук и буква». Определение 2 местоположения звука в слове 7 В мире звуков. Звуки: гласные и согласные. Звук и буква Аа. Анализ гласных звуков. Обозначение гласных звуков красным цветом. Деление слов на слоги (слова, состоящие из 2-3 открытых слогов) Звук и буква Уу. Анализ гласных звуков. Обозначение гласных звуков красным цветом. Деление слов на слоги (слова, состоящие из 2-3 открытых слогов) Звук и буква Оо. Анализ гласных звуков. Обозначение гласных звуков красным цветом. Деление слов на слоги (слова, состоящие из 2-3 открытых слогов) Синтез гласных звуков (стр. 9 -10) Согласные звуки [м,м’]. буквы М, м. Анализ согласных звуков. Звонкие согласные. Понятие «слог». Чтение слогов с буквой М. Звукобуквенный анализ. Выкладывание слогов. Согласные звуки [с,с’]. Буквы С, с. Анализ согласных звуков. Глухие согласные. Понятие «слог». Чтение слогов с буквой С. Звукобуквенный анализ. Чтение слогов с согласными м, с. Анализ согласных звуков. Звукобуквенный анализ.(с.11- 14). Оформление предложений на письме (заглавная буква, точка). Выкладывание слогов. Согласные звуки [х,х’]. Буквы Х, х. Анализ согласных звуков. Повторение понятия «слог». Звукобуквенный анализ слов. Чтение слов с буквой Хх Согласные звуки [р, р’]. буквы Р, р. Анализ согласных звуков. Определение места звука в слове. Звуко - буквенный анализ слов. Чтение слогов с изученными буквами. Выкладывание слогов. Согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Анализ согласных звуков. Определение места звука в слове. Звукобуквенный анализ слов. Чтение слогов с изученными буквами. Большая буква в именах людей. Дифференциация звуков и букв [с-ш]. Анализ согласных звуков. Чтение слогов с изученными буквами. Выкладывание слогов. Звук и буква Ы. Чтение слов и предложений с буквой Ы Выкладывание слов. Согласные звуки [л, л’]. Звукобуквенный анализ слов. Чтение слогов с изученными буквами. Выкладывание слогов. Закрепление пройденного Согласные звуки [н,н’]. Буквы Нн. Чтение слогов, слов, предложений с буквами Н,н. Заглавная буква в именах людей. Анализ предложения. Согласные звуки [к,к’]. Буквы Кк. Чтение слогов, слов, предложений с буквами Кк Согласные звуки [т,т’]. Буквы Тт. Чтение слогов, слов, предложений с буквами. Понятие «рассказ» (заголовок. Текст) Звук и буква Ии. Чтение слогов, слов, предложений с буквами. Понятие «рассказ» (заголовок. Текст) Согласные звуки [п,п’]. Буквы Пп. Понятие «рассказ» (заголовок. Текст) Согласные звуки [з,з’]. Буквы Зз. Парные согласные. Понятие «рассказ» (заголовок. Текст). Анализ текста Согласный звук [й’]. Буквы Й, й. Согласные звуки [г,г’]. Буквы Гг. Парные согласные. Чтение текста Согласные звуки [в,в’]. Буквы Вв. Чтение текста Итоговое занятие для родителей ИТОГО Второй год обучения (6 - 7 лет) 8 2 2 2 2 2 3 4 6 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 4 4 4 3 2 4 1 72 Понятие «ударение» Знакомство с йотированными гласными; Чтение слов в с ь и ъ Звукобуквенный анализ слогов, слов (закрытый слог, слова, содержащие йотированные гласные) Построение схемы предложения Знакомство с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу Повторение пройденного: 2 - речь, слово, предложение (правила оформления предложений: заглавная буква, точка); - звуки: гласные и согласные; - звукобуквенный анализ слов; - деление слов на слоги; Согласные звуки [д,д’]. Буквы Дд. Парные согласные. Чтение текста 3 Согласные звуки [б,б’]. Буквы Бб. Парные согласные. Чтение текста 5 Согласные звуки [ж,ж’]. Буквы Жж. Парные согласные. Чтение текста 4 Чтение слов с буквами ж-ш. Звукобуквенный анализ слов. Сочетание жи-ши. 3 Деление слов на слоги Звук и буква Ее. Чтение слогов и слов с буквой Ее. Деление слов на слоги 5 Буква «ь». «Ь» - показатель мягкости. Разделительный мягкий знак. Деление слов 4 на слоги. Звук и буква Яя. Чтение слогов и слов с буквой Яя. Ударение. 5 Звук и буква Юю. Чтение слогов и слов с буквой Юю. Ударение. 5 Звук и буква ё. Чтение слогов и слов с буквой ё. Ударение. 5 Гласные буквы Е,Я.Ё,Ю , обозначающие 2 звука. 5 Буква Ч, звук мягкий. Чтение слогов, слов. Сочетания ча-чу 5 Звук и буква Ээ. Чтение слов с буквой Ээ 2 Буква Цц, звук твердый. Чтение слогов, слов. 3 Согласные звуки [ф, ф’]. буквы Ф, ф 2 Буква Щщ, звук мягкий. Чтение слогов, слов. Сочетания ща-щу 3 Буква Ъ. Чтение слов с Ъ 3 Буквы, обозначающие всегда твердые согласные звуки. Буквы, обозначающие 3 всегда мягкие согласные звуки. Алфавит. 1 Повторение. Слово. Деление на слоги. Составление звукового анализа. Отработка 1 навыка чтения. Повторение. Предложение. Составление схем. 1 Повторение. Буква, слог, слово, предложение, речь. Составление звукового анализа 1 слов. Составление схем предложений. Повторение. Отработка навыка чтения. 1 Итоговое занятие для родителей 1 ИТОГО 72 9 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Описание форм и методов реализации Программы Основной формой организации работы являются групповые (8-10 человек) занятия, которые обеспечивают взаимодействие педагога с детьми и детей между собой, имеют единое содержание для всех детей группы. При организации работы необходимо постараться соединить игру и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. При реализации программы активно используются следующие формы и методы работы с детьми: словесный метод устное или печатное слово, рассказ, объяснение практический метод практические действия, упражнения наглядный метод (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, образцы, алфавит, кассы букв, показ способов действий В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии. Игровые технологии: используются на занятиях для создания мотивации к занятию; использование дидактических игр облегчает процесс звукового анализа слов. Игровые технологии позволяют: •поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки; •создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности; •вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы; •позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; •доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности, •повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей Здоровьесберегающие технологии: используются на занятии для предупреждения нагрузок на детский организм, для укрепления здоровья детей, для профилактики зрения, детской осанки. Структура занятий: 1. Артикуляционная гимнастика или разминка. 2. Фронтальная работа с азбукой большого формата. 3. Элементы игр или словесные игры. 4. Физкультминутка. 5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. 6. Работа в тетрадях. 7. Итог. *Примечание: Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала. 10 Техническое оснащение образовательного процесса Обучение ведется в оборудованном кабинете, оснащенном детской мебелью, дающим возможность варьировать виды деятельности с целью достижения максимального эффекта и предотвращения физической и умственной усталости. Оснащение развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста. Материально-техническое обеспечение наименование Ноутбук Проектор Интерактивная доска Стол Стул количество 1 1 1 4 4 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Жукова Н. С., Букварь : учебное пособие / Н. С. Жукова. — М. : Эксмо, 2012 — 96 с . : ил. В области фонетики: ); дифференцирует звуки: гласный-согласный(твердый-мягкий, звонкий-глухой); производит звуковой анализ слов, состоящих из трёх-четырёх-пяти звуков; 11 № 1 2 ФИ Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. Правильно употребляет существительные во множественном числе; согласовывает слова в предложении использует в речи распространенные предложения Составляет схему простого предложения Подбирает и использует обобщающие слова действия, признаки Подбирает синонимы, антонимы к словам Печатает буквы Соединяет буквы в слог Соотносит звук и букву, образ Выделяет звуки по всем позициям слова Производит звуковой анализ слов, состоящих из трёхчетырёх-пяти звуков Дифференцирует звуки: гласный-согласный(твердыймягкий, звонкий-глухой) Сопоставляет букву и её графический образ, владеть понятиями «звук», слово», «слог», «ударение», «гласный», «согласный» (твердый-мягкий, звонкийглухой 6. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Первый год обучения В области фонетики В области лексики В области грамматики К.г. Н.г. К.г. № ФИ Различает гласные и согласные буквы Н.г. К.г. Второй год обучения Умеет Подбирает Печатает Читает слова по слоги и слова из 1-2звуковым слова 3-4-5слогов схемам Н.г. К.г. Н.г. К.г. 1 2 13 Н.г. К.г. Знает Слоговое чтение простейших текстов Н.г. К.г. из чего особенности состоят написания слова, слоги, букв предложения, тексты Н.г. К.г. Н.г. К.г.