Отчет о работе кружка «Юный техник» по LEGO - конструированию: «Путешествие в мир LEGO» для детей 5 – 7 лет. (за 2019-2023гг.) Педагог дополнительного образования по лего- конструированию Бороздина О.В. Актуальность: Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Деятельность – это первое условие развития познавательных процессов. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO. Конструкторы LEGO пользуются огромной популярностью по всему миру и практически в каждой семье наших воспитанников есть этот чудо - конструктор. В начале учебного года я провела диагностику детей среднего дошкольного возраста для оценки имеющихся знаний в области конструирования с использованием конструктора LEGO, в результате которой был выявлен ряд проблем: - не достаточные представления основных принципов конструирования; - отсутствует умение классифицировать материал для создания модели; - не достаточные умения довести решение задачи до конца; - без помощи педагога дети не могут выбрать необходимую деталь; - не видят ошибок при проектировании; - проектируют только под контролем воспитателя. Формы подведения итогов и контроль за деятельностью детей, осуществляются посредством: Наблюдений за работой детей на занятиях •Наблюдений за самостоятельной деятельностью детей •Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей •Участия в выставках творческих работ дошкольников и в конкурсах. • Мониторинг для выявления уровни сформированности технических способностей у детей, в процессе работы с конструкторами LEGO. Что бы дети не только играли в конструктор LEGO, а могли обучаться с его помощью, расширять свои знания в области конструирования, с 2019-2023 я занимаюсь с детьми в кружке дополнительного образования «Юный техник». Рабочая программа дополнительного образования по лего-конструированию была разработана мною для детей старшего и подготовительного возраста на 1 год. Занятия проводились в соответствии с перспективным планом кружка и в соответствии с годовым планом ДОУ. Занятия проводились с детьми старших и подготовительных групп по подгруппам (4-6 детей) во второй половине дня, один раз в неделю согласно сетке занятий. Длительность занятий - не более 30 мин. Цель программы: Создание условий для формирования у дошкольников творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов LEGO и робототехники. Пропаганда профессий инженерно – технической направленности. Для достижения целей работы кружка по LEGO- конструированию были поставлены следующие задачи: Образовательные: создать условия для овладения основами конструирования, для формирования у детей познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности, знаний о счѐте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого. Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. Развивающие: создать условия для развития мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умений, внимания, памяти, образного и пространственного мышления. Воспитательные: создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль). Для совершенствования своей профессиональной компетентности в области LEGOконструирования 2018 год ООО «Агентство информационных и социальных технологий (ООО «Аист» УЦ «Всеобуч», по программе повышения квалификации «Организация занятий детей дошкольного возраста с использованием образовательных решений LEGO EDUCATION» 2021 год, ООО «Высшая школа делового администрирования», по дополнительной профессиональной программе «Основы робототехники и LEGO конструирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию у детей 5 - 7 лет по методике Т.В. Фёдоровой, И.А. Лыковой Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей. Уровень развития определяется по критериям и оценивается в баллах. Результаты фиксируются в таблицу на начало и конец учебного года. Подсчитывается результат освоения в процентном соотношении по каждому респонденту, после чего выводится средний процент освоения по всей группе. Мониторинг позволяет оценить эффективность и результативность освоения программы. Оценка результатов: 3 балла - умение ярко выражено; 2 балл - ребенок допускает ошибки; 1 балл - умение не проявляется. Уровень развития: Старшая и подготовительная группа: Высокий уровень: 18-21 балл Средний уровень: 11-17 баллов Низкий уровень: 0-10 баллов. Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированиюу детей 5 - 6 лет Показатели оценки Уровень развития ребенка Нг К.г Увлеченно, самостоятельно, целенаправленно, мотивированно создает оригинальные конструкции, с учетом их свойств, назначения (функции), масштаба и места в пространстве Конструирует по предложенной теме, своему замыслу, заданному условию, словесной задаче, несложному алгоритму (три-четыре действия), фотографии, рисунку, частичному образцу, пояснению и показу педагога Осмысленно видоизменяет постройки по ситуации, изменяя их высоту, площадь, конфигурацию, устойчивость, способ размещения в пространстве Имеет опыт постановки цели и организации деятельности,умеет выбрать материалы и способы конструирования, оценивает достигнутый результат Умеет действовать индивидуально, в парах и в «команде», активно включается в сотрудничество и сотворчество с другими детьми и взрослыми, охотно участвует в коллективной деятельности, связанной с совместным конструированием и обыгрыванием построек, игрушек, игровых атрибутов Самостоятельно интегрирует содержание разных видовпродуктивной деятельности, игры, экспериментирования Умеет презентовать созданную конструкцию детям и взрослым (показать, рассказать о ней, объяснить свой замысел и способ конструирования) Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированиюу детей 6 - 7 лет Показатели оценки Целенаправленно, мотивированно, увлеченно, самостоятельно, творчески создает оригинальные конструкции, композиции из готовых деталей с учетом их свойств (форма, цвет, фактура, пластичность и др.), назначения (функции), масштаба и места в пространстве Конструирует по своему замыслу, предложенной теме, заданному условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, алгоритму, фотографии, рисунку, частичному образцу (в т.ч. с изменением ракурса) Осмысленно видоизменяет (трансформирует) постройки по ситуации, изменяя их высоту, площадь, конфигурацию, устойчивость, способ размещения в пространстве, декор и другие характеристики Умеет действовать индивидуально, в парах и в «команде», активно включается в сотрудничество и сотворчество с другими детьми и взрослыми, охотно участвует в коллективной деятельности, связанной с совместнымконструированием и обыгрыванием построек, игрушек, игровых атрибутов Уровень развития ребенка Н.г К.г Самостоятельно планирует и организует деятельность(индивидуальную и коллективную), обдумывает и разрабатывает замысел, выбирает материалы, определяет оптимальные способы конструирования, критично оценивает достигнутый результат на соответствие поставленной цели Адекватно относится к затруднениям и ошибкам – выявляет причины, апробирует новые способы для достижения качественного результата Умеет презентовать созданную конструкцию другим людям — детям и взрослым (показать, рассказать о ней, создать словесный «портрет», объяснить замысел, прокомментировать способ конструирования) Анализируя ежегодный мониторинг достижений воспитанников с 2020-2023гг. выявлены стабильные положительные результаты освоения обучающимися рабочей программы дополнительного образования кружка «Юный техник» по LEGOконструированию: «Путешествие в мир LEGO» (смотри рисунок 1) Освоение программы детьми 5-6 лет 100 80 60 40 20 0 2020-2021гг. умение не проявляется. 2021-2022гг. 2022-2023гг. ребенок допускает ошибки умение ярко выражено Освоение программы детьми 6-7 лет 100 50 0 2020-2021гг. умение не проявляется 2021-2022гг. ребенок допускает ошибки 2022-2023гг. умение ярко выражено Рисунок 1. Диаграмма результатов освоения обучающимися рабочей программы дополнительного образования кружка «Юный техник» по LEGO-конструированию: «Путешествие в мир LEGO» за 2020-2023 гг. Дети научились работать в команде, эффективно распределять обязанности. Самостоятельно, быстро выбирают необходимые детали; проектируют по образцу практически без ошибок; конструируют по схеме без помощи педагога. Самостоятельно находят ответы на вопросы путем логических рассуждений. Результаты моей работ указывают : дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой интерес к знаниям.