Бороздина О.В. Аналитический отчет

Отчет о работе кружка «Юный техник» по LEGO - конструированию: «Путешествие в
мир LEGO» для детей 5 – 7 лет. (за 2019-2023гг.)
Педагог дополнительного образования по лего- конструированию Бороздина О.В.
Актуальность:
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные,
творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным
инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в
системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с эти, особое
значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию т.к. в дошкольный период
закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу
своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим
материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой
образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра –
ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и
обучаться игре.
Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность.
Деятельность – это первое условие развития познавательных процессов.
Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали
детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Конструкторы LEGO пользуются огромной популярностью по всему миру и практически в
каждой семье наших воспитанников есть этот чудо - конструктор.
В начале учебного года я провела диагностику детей среднего дошкольного возраста
для оценки имеющихся знаний в области конструирования с использованием конструктора
LEGO, в результате которой был выявлен ряд проблем:
- не достаточные представления основных принципов конструирования;
- отсутствует умение классифицировать материал для создания модели;
- не достаточные умения довести решение задачи до конца;
- без помощи педагога дети не могут выбрать необходимую деталь;
- не видят ошибок при проектировании;
- проектируют только под контролем воспитателя.
Формы подведения итогов и контроль
за деятельностью детей, осуществляются
посредством:
Наблюдений за работой детей на занятиях
•Наблюдений за самостоятельной деятельностью детей
•Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей
•Участия в выставках творческих работ дошкольников и в конкурсах.
• Мониторинг для выявления уровни сформированности технических способностей у детей,
в процессе работы с конструкторами LEGO.
Что бы дети не только играли в конструктор LEGO, а могли обучаться с его
помощью, расширять свои знания в области конструирования, с 2019-2023 я занимаюсь с
детьми в кружке дополнительного образования «Юный техник». Рабочая программа
дополнительного образования по лего-конструированию была разработана мною для детей
старшего и подготовительного возраста на 1 год. Занятия проводились в соответствии с
перспективным планом кружка и в соответствии с годовым планом ДОУ. Занятия
проводились с детьми старших и подготовительных групп по подгруппам (4-6 детей) во
второй половине дня, один раз в неделю согласно сетке занятий. Длительность занятий - не
более 30 мин.

Цель программы:
Создание условий для формирования у дошкольников творческо-конструктивных
способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов
LEGO и робототехники. Пропаганда профессий инженерно – технической направленности.
Для достижения целей работы кружка по LEGO- конструированию были
поставлены следующие задачи:
Образовательные: создать условия для овладения основами конструирования, для
формирования у детей познавательной и исследовательской активности, стремления к
умственной
деятельности, знаний о счѐте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого.
Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения
элементарных схем.
Развивающие: создать условия для развития мелкой моторики рук, эстетического
вкуса, конструктивных навыков и умений, внимания, памяти, образного и
пространственного мышления.
Воспитательные: создать условия для развития навыков
межличностного общения и коллективного творчества. Содействовать воспитанию
организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль).
Для совершенствования своей профессиональной компетентности в области LEGOконструирования 2018 год ООО «Агентство информационных и социальных технологий
(ООО «Аист» УЦ «Всеобуч», по программе повышения квалификации «Организация
занятий детей дошкольного возраста с использованием образовательных решений LEGO
EDUCATION»
2021 год, ООО «Высшая школа делового администрирования», по дополнительной
профессиональной программе «Основы робототехники и LEGO конструирования для детей
дошкольного и младшего школьного возраста».
Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию у детей 5 - 7 лет по
методике Т.В. Фёдоровой, И.А. Лыковой
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько
ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с
этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Уровень развития определяется по критериям и оценивается в баллах. Результаты
фиксируются в таблицу на начало и конец учебного года. Подсчитывается результат освоения
в процентном соотношении по каждому респонденту, после чего выводится средний процент
освоения по всей группе. Мониторинг позволяет оценить эффективность и результативность
освоения программы.
Оценка результатов:
3 балла - умение ярко выражено;
2 балл - ребенок допускает ошибки;
1 балл - умение не проявляется.
Уровень развития:
Старшая и подготовительная группа:
Высокий уровень: 18-21 балл
Средний уровень: 11-17 баллов
Низкий уровень: 0-10 баллов.
Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированиюу детей 5 - 6 лет
Показатели оценки
Уровень
развития
ребенка
Нг
К.г

Увлеченно,
самостоятельно, целенаправленно, мотивированно
создает оригинальные конструкции, с учетом их свойств, назначения
(функции), масштаба и
места в пространстве
Конструирует по предложенной теме, своему замыслу, заданному
условию, словесной задаче, несложному алгоритму (три-четыре
действия), фотографии, рисунку, частичному образцу, пояснению и
показу педагога
Осмысленно видоизменяет постройки по ситуации, изменяя их высоту,
площадь, конфигурацию, устойчивость, способ размещения в
пространстве
Имеет опыт постановки цели и организации деятельности,умеет выбрать
материалы и способы конструирования, оценивает достигнутый
результат
Умеет действовать индивидуально, в парах и в «команде»,
активно включается в сотрудничество и сотворчество с другими детьми
и взрослыми, охотно участвует в коллективной деятельности,
связанной с совместным конструированием и обыгрыванием построек,
игрушек, игровых атрибутов
Самостоятельно интегрирует содержание разных видовпродуктивной
деятельности, игры, экспериментирования
Умеет презентовать созданную конструкцию детям и взрослым
(показать, рассказать о ней, объяснить свой замысел и способ
конструирования)

Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированиюу детей 6 - 7 лет
Показатели оценки

Целенаправленно,
мотивированно,
увлеченно,
самостоятельно, творчески создает оригинальные конструкции,
композиции из готовых деталей с учетом их
свойств (форма, цвет, фактура, пластичность и др.), назначения
(функции), масштаба и места в пространстве
Конструирует по своему замыслу, предложенной теме, заданному
условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, алгоритму,
фотографии, рисунку, частичному
образцу (в т.ч. с изменением ракурса)
Осмысленно видоизменяет (трансформирует) постройки по ситуации,
изменяя их высоту, площадь, конфигурацию, устойчивость, способ
размещения в пространстве, декор и
другие характеристики
Умеет действовать индивидуально, в парах и в «команде», активно
включается в сотрудничество и сотворчество с другими детьми и
взрослыми, охотно участвует в коллективной деятельности, связанной с
совместнымконструированием и обыгрыванием построек, игрушек,
игровых атрибутов

Уровень
развития
ребенка
Н.г
К.г

Самостоятельно планирует и организует деятельность(индивидуальную
и коллективную), обдумывает и разрабатывает замысел, выбирает
материалы, определяет оптимальные способы конструирования,
критично оценивает достигнутый результат на соответствие
поставленной цели
Адекватно относится к затруднениям и ошибкам – выявляет причины,
апробирует новые способы для достижения качественного результата
Умеет презентовать созданную конструкцию другим людям — детям и
взрослым (показать, рассказать о ней, создать словесный «портрет»,
объяснить замысел, прокомментировать способ конструирования)

Анализируя ежегодный мониторинг достижений воспитанников с 2020-2023гг.
выявлены стабильные положительные результаты освоения обучающимися рабочей
программы дополнительного образования кружка «Юный техник» по LEGOконструированию: «Путешествие в мир LEGO» (смотри рисунок 1)

Освоение программы детьми 5-6 лет
100
80
60
40
20
0
2020-2021гг.
умение не проявляется.

2021-2022гг.

2022-2023гг.

ребенок допускает ошибки

умение ярко выражено

Освоение программы детьми 6-7 лет
100
50
0

2020-2021гг.
умение не проявляется

2021-2022гг.
ребенок допускает ошибки

2022-2023гг.
умение ярко выражено

Рисунок 1. Диаграмма результатов освоения обучающимися рабочей программы дополнительного
образования кружка «Юный техник» по LEGO-конструированию: «Путешествие в мир LEGO» за
2020-2023 гг.

Дети научились работать в команде, эффективно распределять
обязанности. Самостоятельно, быстро выбирают необходимые детали; проектируют по
образцу практически без ошибок; конструируют по схеме без помощи педагога.
Самостоятельно находят ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Результаты моей работ указывают : дети стали более активными, инициативными,
способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе
опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая
уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее
заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявили живой
интерес к знаниям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».