Дополнительная образовательная программа "Давай дружить"
Описание образовательной программы
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его
приобщения к миру общечеловеческих ценностей . Вместе с тем детский возраст
характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Число новорожденных
детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются
нарушения психического здоровья, нервно – психические расстройства у детей. По
данным некоторых исследований (Захаров А.И. «Неврозы у детей»), в возрасте
одного – трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых
различий по полу. Перед детьми, страдающими нервно – психическими
расстройствами встает проблема социально – психологической адаптации: нет
контакта, общения со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут.
Между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное
условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Недостаточно
развитые навыки общения, проблемы
эмоционально – волевой и познавательной сфер личности ребенка приводят к
множеству психологических проблем и
нервно - психическим
заболеваниям. Очевидно, что развитие ребенка
необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным
для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные
представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в
этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными»,
т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для
развития новых форм поведения, правил и норм. Актуальность программы заключается в том, что на разных этапах
психического развития ребенок в сотрудничестве со сверстниками активно
усваивает потребность в общении, поскольку именно общение является обязательным
условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и
важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Анализ литературы позволил выделить
главные особенности общения дошкольников со сверстниками: большое разнообразие
коммуникативных действий и их широкий диапазон, яркая эмоциональная
насыщенность, нестандартность, нерегламентированность контактов детей, преобладание
инициативных действий над ответными. У
детей дошкольного возраста неустойчивая эмоционально-волевая регуляция: они не
могут управлять своими эмоциональными состояниями, в связи с чем у них
наблюдается импульсивное поведение, сложности в общении со сверстниками и
взрослыми. Поэтому необходима работа по
постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных
состояний других людей, развития волевого поведения. Данная
программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных
учреждений. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Дополнительная
образовательная программа МАДОУ детский сад № 10 «Солнышко» «Давай дружить. Дошкольник в мире общения со
сверстниками и взрослыми» социально-педагогической направленности, ориентирована на: ü создание условий для
развития личности ребенка; ü развитие мотивации личности к познанию и
творчеству; ü обеспечение эмоционального благополучия
ребенка; ü приобщение обучающихся к общечеловеческим
ценностям; ü профилактику асоциального
поведения; ü удовлетворение
индивидуальных потребностей детей и их родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в интеллектуальном и нравственном развитии; ü социализацию и адаптацию
ребенка к жизни в обществе; ü укрепление психического и
физического здоровья. Содержание
Программы разработано в соответствии с нормативно-правовой базой: –
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». –
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). – СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения» второй завтрак включает напиток или сок и
(или) свежие фрукты.); –
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей» –
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам». Занятия проводятся индивидуальные и подгрупповые.
Программа разработана для
дополнительного образования детей дошкольного возраста 3 - 7 лет по запросу
родителей. Срок реализации 4 года.
Формой обучения являются специально организованные групповые (1 - 5 человек) занятия. Формой осуществления образовательного процесса является учебная
группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу.
Возрастная группа |
Возраст детей |
Длительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в год |
Младшая группа |
3 – 4 года |
15 минут |
1 |
36 |
Средняя группа |
4 – 5 лет |
20 минут |
1 |
36 |
Старшая группа |
5 – 6 лет |
25 мин |
1 |
36 |
Подготовительная группа |
6 – 7 лет |
30 мин |
1 |
36 |